Тема 1. Сущность и содержание социального управления. Наука управления. Основные компоненты, закономерности, принципы и проблемы управления в правоохранительных органах

1. Общая характеристика управления.

2. Основные компоненты управления.

3. Предмет, содержание и методы науки управления.

 

Вопрос 1. Общая характеристика управления.

В современный период управление в правоохранительных органах считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов служебной деятельности исполнителей - штатных и внештатных, гласных и негласных сотрудников, достижения успехов различными организационными звеньями - собственно правоохранительными органами, их подразделениями (отделами, отделениями и так далее), первичными звеньями (группами, бригадами штатных сотрудников, аппаратами внештатных сотрудников и так далее).

К сожалению, пока еще не существует даже единого общепринятого определения управления как научной категории.

Понятие "управление" объединяет в себе несколько различных значений.

Оно используется для обозначения субъектов, осуществляющих управление, - учреждений (организаций). Например, Управление -правоохранительный орган в регионе.

Согласно кибернетическому подходу, управление - это процессы специфического воздействия управляющих подсистем на управляемые, которые реализуются в уже существующих технических, биологических и социальных системах. В результате этого достигается их упорядоченность, а также функционирование и развитие в соответствии с общими целями. Специфика данного воздействия заключается в том, что оно осуществляется целенаправленно и на основе обратной связи. По форме оно является информационным, а по содержанию - организующим, упорядочивающим (приводящим в порядок).

Такое представление является универсальным и пригодным для использования применительно к любым целостным системам.

Достаточно значительное распространение оно получило в сфере социального управления.

Кибернетический подход к пониманию управления согласуется с традиционным пониманием существа государственного управления как властного упорядочивающего воздействия государства (субъекта управления) на общество, различные социальные образования и отдельных членов общества (объекты управления).

Органы государственного управления действуют по поручению и от имени государства, которое наделяет их властными полномочиями для достижения поставленных перед ними целей. Властные полномочия воплощаются в их компетенции, которая определяется законами и другими нормативными актами.

Управление в органах внутренних дел - это сознательное и волевое воздействие на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования для решения задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Сущность управления в органах внутренних дел заключается в обеспечении правильного взаимодействия частей, элементов системы органов внутренних дел как единого целого, в волевом воздействии на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью обеспечения эффективности их деятельности, направленной на выполнение стоящих перед ними задач в сфере правоохранительной деятельности государства, в сфере внутренних дел.

Кибернетический подход позволяет более углубленно разобраться в сущности различных видов социального управления.

В основе упорядоченности как результата эффективного управления лежит согласованность, скоординированность совместной деятельности людей. 

Управление обеспечивает базовую (предметную) деятельность различных организационных звеньев (исполнителей), обеспечивает их организованность (упорядоченность), обеспечивает достижение ими успехов.

Обеспечивать - означает создавать все необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-либо.

Условия - это то, от чего зависит что-либо другое (обусловливаемое).

Государственное управление - это управление в масштабах общества, призванное создавать и закреплять законодательно, поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально актуального поведения любых видов человеческой деятельности.

Обеспечение эффективности исполнителей (организационных звеньев) достигается руководителями путем создания, поддержания и развития различных условий. Условия должны иметь организационный и внутренний по отношению к той или иной системе характер.

Управление в правоохранительных органах - это система обеспечивающих действий, которая позволяет руководителям создавать, поддерживать и развивать внутренние условия для успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

Между руководителями и исполнителями существуют контакты (коммуникации, взаимодействие, общение), определенные отношения. Исполнители всегда стремятся достигнуть каких-то целей, исходя из тех или иных собственных интересов или эмоций.

Конкретный состав необходимых внутренних условий, достаточных для успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев) определяется назначением управления в правоохранительных органах.

Назначение управления в правоохранительных органах - в упорядочивании самих этих органов, их подразделений и первичных звеньев, процессов их функционирования.

Все они - целевые, иерархические общности людей. В результате организационного оформления у них возникают новые общесистемные качества - потенциальные и реальные возможности успешного достижения заранее определенных значимых целей, общих для них в целом. Эти цели не могут быть успешно достигнуты отдельными индивидами или их случайными неорганизованными совокупностями ("эффект организованности" ("эффект организации")).

В самом общем виде кооперацию можно рассматривать как взаимодействие отдельных исполнителей в каком-либо общем деле. 

Суть кооперации первой степени заключается в том, что общую деятельность все члены организации выполняют одновременно и совместно в полном объеме. В таких ситуациях целесообразное соединение участников общего дела порождает новое качество – массовую силу.

Смысл кооперации второй степени состоит в том, чтобы общую деятельность разделить по одинаковым фазам между членами организации. Возникает сила комбинирования.

Суть кооперации третьей степени заключается в том, что в ходе реализации общей деятельности отдельные члены организации, имея различные цели, выполняют разные виды действий. Возникает сила специализации.

"Эффект организованности" определяется основными условиями-факторами (однонаправленность, специализированность и согласованность).

В правоохранительных органах эти внутренние условия создаются в ходе формирования формальных организационных звеньев: самих органов, их подразделений и первичных звеньев.

Однонаправленность, специализированность и согласованность - это внутренние условия, определяющие организованность, позволяющие влиять на состояние общей деятельности всех исполнителей в правоохранительных органах.

Различают следующие степени (уровни) организованности степеней: высокая, средняя и низкая. Чем выше степень организованности совместной деятельности исполнителей, тем более вероятно успешное достижение общих целей.

Организованность не присуща совместной деятельности исполнителей в правоохранительных органах изначально. Она ведь создается в результате различных действий тех или иных руководителей. Она обладает одним объективным свойством - постоянно существующей тенденцией к снижению своего уровня.

Это происходит под влиянием различных внешних условий и состояния исполнителей служебной деятельности.

К внешним условиям относятся: политические и экономические, научные и технические, социальные, криминогенные и т.д. Их состояние определяет характер организационных звеньев, их организационное построение и порядок функционирования.

Исходя из состояния внешних условий, возникает необходимость в поддержании и развитии различных формальных организационных звеньев: правоохранительных органов, их подразделений и первичных звеньев.

Состояние исполнителей в правоохранительных органах имеет количественную и качественную характеристики, которые могут быть описаны с помощью совокупности соответствующих показателей.

Количественное состояние - это объективная характеристика, определяющая необходимость наличия минимального числа исполнителей, занимающих заранее определенные должности, для успешного достижения общих целей их совместной деятельности.

По этой причине возникает потребность в своевременном комплектовании правоохранительных органов, их подразделений и первичных звеньев исполнителями, а затем - в систематическом оценивании их в интересах дальнейшего служебного перемещения.

Качественное состояние исполнителей в правоохранительных органах представляет собой сложное интегрированное образование, основными составляющими которого являются профессиональность, заинтересованность и ресурсообеспеченность.

Таким образом, возникает потребность сначала в планировании, а затем - в контролировании и оценивании процессов служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

Назначение управления в правоохранительных органах заключается в том, чтобы в интересах успешной служебной деятельности организационных звеньев (исполнителей) руководители могли иметь в наличии следующие внутренние условия:

1) созданные из-за необходимости формальные организационные звенья;

2) отрегулированные в ходе функционирования формальные организационные звенья;

3) обновленные при необходимости формальные организационные звенья;

4) подобранные наиболее пригодные для служебной деятельности исполнители;

5) профессионально подготовленные для служебной деятельности исполнители;

6) заинтересованные в эффективной служебной деятельности исполнители;

7) обеспеченные ресурсами для служебной деятельности исполнители;

8) оцененные в ходе служебной деятельности исполнители;

9) спланированные заранее процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев);

10) контролируемые в ходе реализации процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев);

11) оцененные по завершении процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

Возможность выделения основных типов управления в правоохранительных органах основывается на понимании его сущности и назначения, учете характера объектов управления.

Первый тип - административно-организационное управление. 

Термин "административно-организационное управление" позволяет подчеркнуть большую роль административного регламентирования в ходе организации управления в правоохранительных органах.

Второй тип - кадрово-ресурсное управление. Для его обозначения обычно применяются термины "управление персоналом", "управление кадрами", "управление ресурсами".

Термин "кадрово-ресурсное управление" позволяет, используя подчеркнуть определяющую роль кадров в системе основных ресурсов в правоохранительных органах.

Третий тип - процессно-организационное управление. Для его обозначения, как правило, используются термины "управление деятельностью" и "управление процессами деятельности".

Термин "процессно-организационное управление" в большей степени подчеркивает специфику действий руководителей, составляющих содержание данного типа управления в правоохранительных органах.

В составе административно-организационного управления можно выделить три вида управленческой деятельности:

• создание формальных организационных звеньев;

• поддержание формальных организационных звеньев;

• развитие формальных организационных звеньев.

Создание формальных звеньев заключается в проектировании новых организационных условий для последующего успешного их функционирования.

Поддержание формальных звеньев состоит в сохранении организационных условий, способствующих успешному их функционированию, и устранении условий, препятствующих этому.

Развитие формальных звеньев означает качественное обновление организационных условий, способствующих успешному их функционированию в ближайшем и отдаленном будущем.

В составе кадрово-ресурсного управления можно выделить пять видов управленческой деятельности:

• подбор исполнителей служебной деятельности;

• подготовка исполнителей служебной деятельности;

• активизация исполнителей служебной деятельности;

• обеспечение ресурсами исполнителей служебной деятельности;

• оценка исполнителей служебной деятельности.

Для выделения данных разновидностей использовался критерий их соответствия порядку "взаимодействия" руководителей с основным ресурсом организационных звеньев - исполнителями.

Подбор исполнителей означает своевременное и полное комплектование организационных звеньев исполнителями, способными достигать успехов в служебной деятельности.

Подготовка исполнителей представляет собой качественное и своевременное профессиональное обучение и воспитание исполнителей, пригодных для достижения успехов в служебной деятельности.

Активизация исполнителей заключается в формировании у них устойчивой заинтересованности в достижении успехов в служебной деятельности.

Обеспечение исполнителей ресурсами состоит в полном и своевременном предоставлении им информационных, материально-технических, финансовых и прочих ресурсов, необходимых и достаточных для достижения успехов в служебной деятельности.

Оценка исполнителей означает оказание им своевременной помощи в интересах достижения успехов в служебной деятельности.

Правильно подобранные, подготовленные, активизированные и обеспеченные необходимыми ресурсами, оцененные исполнители в решающей степени предопределяют возможности достижения организационными звеньями успехов в служебной деятельности.

В составе процессно-организационного управления можно выделить три вида управленческой деятельности:

• планирование предстоящей исполнителям (организационным звеньям) служебной деятельности;

• контролирование выполняемой исполнителями (организационными звеньями) служебной деятельности;

• подведение итогов завершенной исполнителями (организационными звеньями) служебной деятельности.

Планирование состоит в том, чтобы в период подготовки упорядочить процессы практического выполнения исполнителями (организационными звеньями) предстоящей служебной деятельности.

Контролирование заключается в том, чтобы поддерживать упорядоченность процессов практически реализуемой исполнителями (организационными звеньями) служебной деятельности.

Подведение итогов состоит в том, чтобы вовремя оценить и рационально использовать в будущем накапливаемый практический опыт исполнителей (организационных звеньев) для достижения успехов в процессах служебной деятельности.

Перечисленные одиннадцать видов управленческой деятельности обычно обозначаются терминами "функции управления", "управленческие функции".

Согласно этим взглядам, в настоящее время руководители, действуя в рамках оптимальных организационных звеньев ориентируются на исполнителей, которые профессионально хорошо подготовлены, заинтересованы в качественном выполнении своих должностных обязанностей, обеспечены необходимыми ресурсами и творчески относятся к поручаемым делам.

Руководители создают, поддерживают и развивают внутренние условия различными способами в зависимости от конкретных ситуаций, сложившихся на порученных участках.

В сложных ситуациях (дефицит времени, недостаточная квалификация исполнителей для успешных действий в незнакомых условиях и так далее) руководители могут действовать с помощью правовых стимулов - прямых предписаний, запретов и санкций, установления определенного порядка действий и так далее.

В нормальных ситуациях (наличие резерва времени, высокая квалификация исполнителей для действий в более или менее определенных условиях и так далее) руководители могут действовать с помощью различного рода психологических и социальных стимулов, во многом рассчитывая на самоорганизацию исполнителей.

Вопрос 2. Основные компоненты управления.

Цели управления

Цели управления в правоохранительных органах - это идеально представленные необходимые результаты предстоящей управленческой деятельности, являющиеся ожидаемыми и желаемыми для руководителей организационных звеньев.

Цели управления - это мысленные (идеальные) модели тех будущих результатов, которые позднее материализуются посредством практики.

Цели являются важнейшими организующими факторами, предопределяющими во многом содержание, методы, средства, процессы управленческой деятельности. Как правило, к целям предъявляются определенные качественные требования. Во-первых, они должны быть достаточно обоснованными, то есть соответствовать тенденциям развития служебной обстановки, состоянию потребностей и возможностей организационных звеньев (исполнителей). Во-вторых, - соответствовать актуальным политическим и юридическим требованиям. В-третьих, - быть профессионально грамотно, полно, четко и ясно сформулированными.

Среди множества целей управления в правоохранительных органах можно выделить три их наиболее важные разновидности: конечные, основные и непосредственные.

Конечные цели управления в правоохранительных органах практически соответствуют целям базовой деятельности организационных звеньев.

В общем виде они выражаются в том, чтобы в рамках компетенции, установленной законами и другими нормативными актами, успешно обеспечивать безопасное функционирование и развитие различных учреждений, предприятий и организаций в условиях существования и проявления потенциальных и реальных угроз противоправного характера.

Именно ради достижения данных целей в правоохранительных органах создаются, функционируют и развиваются организационные звенья.

При этом в качестве важнейших можно выделить следующие подцели конечных целей управления, которые предусматривают (в соответствии с компетенцией) необходимость успешно:

а) защищать (ограждать) различные учреждения, предприятия и организации от потенциальных и реальных угроз противоправного характера;

б) снижать (подавлять) активность различных учреждении, предприятии и организации, источников реальных угроз противоправного характера.

Конечные цели управления (и их подцели) имеют служебное функциональное содержание. Как правило, они формулируются в качественном виде. Для них характерны "траекторные", то есть качественные формулировки, определяющие траектории, продвижение по которым и оценивается как реализация целей, например, "совершенствовать системы мер ...".

Основные цели управления в правоохранительных органах - это собственно управленческие цели деятельности руководителей организационных звеньев.

В общем виде они выражаются в том, чтобы создавать, поддерживать и развивать различные внутренние условия для успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев). Фактически они соответствуют назначению управленческой деятельности в правоохранительных органах.

Причем в качестве важнейших можно выделить следующие подцели основных целей управления, которые (в соответствии с компетенцией) предусматривают необходимость эффективно:

• создавать из-за необходимости формальные организационные звенья;

• поддерживать функционирующие формальные организационные звенья;

• развивать при необходимости формальные организационные звенья;

• подбирать наиболее пригодных исполнителей служебной деятельности;

• профессионально обучать и воспитывать исполнителей служебной деятельности;

• стимулировать исполнителей в эффективной служебной деятельности;

• обеспечивать необходимыми ресурсами исполнителей служебной деятельности;

• оценивать исполнителей в ходе служебной деятельности;

• планировать заранее процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев);

• контролировать в ходе реализации процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев);

• оценивать по завершении процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

В соответствии с объектами управления в правоохранительных органах (организационными звеньями, отдельными исполнителями, процессами служебной деятельности) предоставляется реальная возможность группировки описанных подцелей.

Первые три подцели объединяются в группу подцелей административно-организационного управления, следующие пять - в группу подцелей кадрово-ресурсного управления и, наконец, последние три - в группу подцелей процессно-организационного управления.

Основные цели управления (и их подцели) имеют управленческий функциональный характер. Они могут быть сформулированы не только в качественном, но и в количественно определенном виде. Для этого могут использоваться как "траекторные", так и "точечные" формулировки, то есть формулировки, в которых цели задаются в виде количественно определенных характеристик - целевых нормативов, например, обоснованных норм вещевого довольствия.

Непосредственные цели управления в правоохранительных органах практически соответствуют целям управленческого труда руководителей организационных звеньев.

В общем виде они выражаются в том, чтобы эффективно реализовывать технологические этапы процессов управления в интересах успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

При этом в качестве важнейших можно выделить следующие подцели непосредственных целей управления, которые предусматривают необходимость эффективно:

а) формировать новые управленческие решения;

б) применять принятые управленческие решения;

в) оценивать примененные управленческие решения.

В основном такие цели (и их подцели) имеют управленческий технологический характер. Они могут быть сформулированы как в качественном, так и в количественном виде. Для этого могут быть применены и "траекторные", и "точечные" формулировки.

Правильное определение и формулирование конкретных целей управления имеет большое значение для руководителей организационных звеньев. Поэтому многие из них вполне осознанно идут на большие затраты сил, средств и времени.

Ведь не зря специалисты говорят: экономия сил, средств и времени в этом деле равносильна экономии на прицеливании при стрельбе из оружия.

Методы управления

Методы управления в правоохранительных органах чаще всего понимаются как пути достижения целей управления, способы осуществления руководителями управленческой деятельности.

Причем, это - конкретные способы практического достижения руководителями основных целей и реализации основной функции (назначения) управленческой деятельности.

Методы представляют качественный аспект управления. Они имеют не только определенное теоретическое, но и большое практическое значение, во многом определяя эффективность деятельности руководителей организационных звеньев.

Система методов управления в правоохранительных органах сформирована с учетом существующих подходов к выделению и классификации методов управления и того обстоятельства, что содержание этих методов обусловливается сущностью и назначением управления и непосредственно выражается только в действиях руководителей в связи с созданием, поддержанием и развитием внутренних условий для успешной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

В данной системе можно выделить следующие основные группы: методы властной, психологической и социальной мотивации.

Практически методы властной мотивации возможно оценивать в качестве собственно упорядочивающих методов управления, позволяющих руководителям создавать, поддерживать и развивать устойчивые организационные условия успешной деятельности организационных звеньев. В зависимости от содержания среди этих методов можно выделить следующие основные разновидности:

а) методы регламентов;

б) методы распоряжений.

Сущность методов регламентов состоит в том, что для организационных звеньев устанавливаются обязательные для выполнения правила и нормы, определяющие их статус, содержание и порядок (форму) их служебной деятельности, как правило, в стандартных (типовых) ситуациях. Разрабатываются также показатели возможного расходования материально-технических, финансовых и иных ресурсов либо показатели необходимого состояния тех или иных элементов организационных звеньев.

Среди методов регламентов выделяются две основные субразновидности - методы правовых регламентов и методы моральных регламентов. Различие их состоит в том, что руководители упорядочивают служебную деятельность исполнителей с помощью различных норм: в первом случае - правовых, а во втором - моральных.

Сущность методов распоряжений выражается в том, что руководители принимают и используют необходимые управленческие решения в случаях возникновения (возможного возникновения) в служебной деятельности организационных звеньев нестандартных (нетиповых) ситуаций, которые не соответствуют имеющимся регламентам либо ими не предусмотрены.

Методы распоряжений позволяют руководителям вносить изменения (дополнять) во временные и пространственные, количественные и качественные соотношения тех или иных условий в организационных звеньях, а также в порядок их совершенствования и развития, для обеспечения их устойчивости и стабильности в новых ситуациях.

Методы психологической мотивации являются универсальными методами оказания влияния на сознание и волю, поведение исполнителей.

В зависимости от содержания среди этих методов можно выделить следующие основные разновидности:

а) методы убеждения;

б) методы принуждения.

Убеждение, то есть применение комплекса различных приемов побудительного обеспечения должного служебного поведения исполнителей, рассматривается в качестве главного метода деятельности руководителей.

Практически оно осуществляется в разнообразных формах воспитательной и разъяснительной деятельности, поощрения образцового поведения, показа лучших примеров действий.

Оно реализуется также путем предупредительно-профилактических действий, информирования, призывов, пропаганды, внушения и так далее.

Убеждение способствует закреплению у исполнителей необходимых норм служебной деятельности, побуждает их соотносить свои действия с интересами правоохранительных органов (их организационных звеньев) в целом.

Принуждение, то есть применение комплекса различных приемов принудительного обеспечения должного служебного поведения исполнителей, оценивается в качестве вспомогательного метода деятельности руководителей.

Оно применяется в случаях недолжного поведения исполнителей, их отклонения от требований, выраженных в соответствующих управленческих решениях.

Практически оно реализуется путем использования различных принудительных мер моральной либо юридической ответственности.

При осуществлении принуждения в основном не учитываются мнения и желания исполнителей. Оно базируется на системе требований, предъявляемых к исполнителям, которые выполняют в рамках предоставленных им прав определенные служебные обязанности.

Руководители обязаны сочетать методы убеждения и принуждения. Причем в каждой конкретной ситуации те или иные методы необходимо выбирать не только с учетом реализуемой цели (целей), но и личностей исполнителей. Одному достаточно объяснить, другого нетрудно убедить, третьего целесообразно уговорить, а четвертому приходится приказывать, поскольку иного языка он не понимает.

Другими словами, применение любого метода предполагает индивидуальный подход к тем или иным исполнителям. Иначе возможен произвол. Но где царит произвол, там нет нравственности. Если же нет нравственности, то невозможно и нормальное человеческое общение.

Суть методов социальной мотивации заключается в том, что руководители оказывают влияние не непосредственно на личности исполнителей, а на условия их деятельности, на внешние по отношению к личностям обстоятельства, порождающие у исполнителей определенную заинтересованность.

Это методы опосредованного влияния на личности исполнителей, которым предоставляется возможность сознательного выбора тех либо иных действий в соответствии с индивидуальными интересами.

Служебную деятельность исполнителей всегда стимулирует совокупность качественно различных социальных факторов, их определенная система. Основной компонент стимулирования - предметно-вещественная среда, практика отношений, условия деятельности исполнителей.

Следует подчеркнуть, что не всякая ситуация активизирует служебную деятельность исполнителей, а только та, которая приводит их к внутреннему побуждению. Поэтому руководители должны создавать такие условия, чтобы исполнители сами выбирали бы действия, но именно те, которые соответствуют целям руководителей.

Иначе говоря, стимулирование - это создание руководителями для исполнителей ситуаций личного выбора тех или иных вариантов служебных действий. Причем свобода выбора понимается весьма широко и включает вынужденность, но только не обусловленную физическим принуждением.

В частности, не имеет значения, выбирают ли исполнители тот или иной вариант действий потому, что последний соответствует их интересам, либо они вынуждены осуществлять данные действия, выбирая "меньшее зло".

В зависимости от содержания среди методов социальной мотивации можно выделить следующие основные разновидности:

а) методы материальных стимулов;

б) методы духовных стимулов.

При этом руководители создают такие условия, в которых исполнители поощряются за успешные служебные действия и их результаты или наказываются за недостатки в деятельности с помощью различного рода материальных и духовных стимулов.

В качестве материальных стимулов в организационных звеньях руководители используют должностные денежные оклады, денежные надбавки за определенное количество успешно выслуженных лет, за различные звания, степени и тому подобное, в качестве духовных - воинские награды, специальные (воинские и почетные) звания и знаки различия, благодарности, почетные грамоты и так далее.

Средства управления

В качестве основных средств руководители в правоохранительных органах, как правило, используют разнообразную информацию.

При этом пока еще существует традиционный подход к пониманию служебной информации. Смысл его заключается в том, что под служебной информацией понимаются сообщения - совокупности сведений (данных), которые используются или в принципе могут быть использованы руководителями в своей деятельности.

Целевое назначение является единственным критерием, позволяющим выделить служебную информацию из всей массы социальной.

В настоящее время в связи с рядом специфических особенностей управления руководители предпочитают иметь дело с информацией, зафиксированной письменным способом в виде видимой речи на бумажных и других носителях. Именно такая информация является пригодной, надежной и удобной для использования в практической деятельности.

Очень важным является также то обстоятельство, что для практической деятельности руководители могут использовать не любую информацию, а лишь ту, которая имеет определенное юридическое значение, то есть может вызывать те или иные юридические последствия. Последнее возможно только в том случае, если информация оформлена в соответствии с действующим правовым порядком.

В зависимости от содержания вся служебная информация в правоохранительных органах может быть подразделена на два больших класса:

1) управленческая (руководящая, командная, распорядительная, организационная) информация;

2) учетно-справочная (сведения состояния, осведомительная, справочная, учетная) информация -это сведения констатирующего и оценочного характера о состоянии дел: целях, средствах, методах, процессах и результатах различных действий и так далее.

Основными содержательными компонентами управленческой информации являются управленческие решения - выбранные руководителями одни из возможных вариантов (предпочтительные с их точки зрения на момент выбора) предстоящего создания, поддержания и развития внутренних условий, позволяющих исполнителям (организационным звеньям) достигать наилучших результатов в данной конкретной обстановке.

Управленческие решения - это своеобразные, информационные по форме и логические по содержанию, модели будущей деятельности руководителей.

Основное содержание таких моделей составляет информация о следующих компонентах предстоящей деятельности: о ее целях; об обязанностях, правах и ответственности; о путях (способах) достижения целей; о ресурсах (силах и средствах) достижения целей; о порядке и интенсивности выполнения предстоящей деятельности; о времени и месте достижения целей и т.д.

Содержание управленческих решений (в общем случае) должно быть таковым, чтобы можно было однозначно ответить на такие ключевые вопросы: почему (во имя чего), как (каким образом), кто (какие, с помощью чего), когда, где, в каких (при каких) условиях будут действовать руководители.

В целом же управленческие решения должны соответствовать некоторым минимальным качественным требованиям: они должны быть, во-первых, обоснованными, исходя из тенденций и перспектив развития служебной обстановки; во-вторых, безупречными с политической и юридической точек зрения; в-третьих, профессионально грамотно, полно, четко и ясно сформулированными.

Практически в ходе реализации функций управления используются самые разные по содержанию управленческие решения. Например, регламентационные, распорядительные, кадровые, ресурсные, плановые, контрольные, оценочные решения и т.д.

В этих решениях могут обосновываться все или отдельные компоненты деятельности руководителей организационных звеньев.

Как отмечают специалисты, по степени уникальности такие решения могут быть: рутинные (нетворческие) и уникальные (творческие); по степени неопределенности (полноты информации) - в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности; по численности альтернатив - бинарные (всего две альтернативы действий - "да" или "нет"), стандартные (малочисленный набор альтернатив), многоальтернативные (большое, но конечное число альтернатив) и т.д.

Следует особо отметить, что решения "несут" в себе основной "управленческий заряд". Именно они во многом предопределяют успехи в служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тема 4. Функции кадрово-ресурсного управления в правоохранительных органах

Тема 2. Организация системы управления в правоохранительных органах