Тема 1. Сущность и содержание социального управления. Наука управления. Основные компоненты, закономерности, принципы и проблемы управления в правоохранительных органах
1. Общая характеристика управления.
2. Основные компоненты управления.
3. Предмет, содержание
и методы науки управления.
Вопрос
1. Общая характеристика управления.
В
современный период управление в правоохранительных органах считается одним из
важнейших факторов повышения эффективности различных видов служебной
деятельности исполнителей - штатных и внештатных, гласных и негласных
сотрудников, достижения успехов различными организационными звеньями -
собственно правоохранительными органами, их подразделениями (отделами,
отделениями и так далее), первичными звеньями (группами, бригадами штатных
сотрудников, аппаратами внештатных сотрудников и так далее).
К
сожалению, пока еще не существует даже единого общепринятого определения
управления как научной категории.
Понятие
"управление" объединяет в себе несколько различных значений.
Оно
используется для обозначения субъектов, осуществляющих управление, - учреждений
(организаций). Например, Управление -правоохранительный орган в регионе.
Согласно
кибернетическому подходу, управление - это процессы специфического воздействия
управляющих подсистем на управляемые, которые реализуются в уже существующих
технических, биологических и социальных системах. В результате этого
достигается их упорядоченность, а также функционирование и развитие в
соответствии с общими целями. Специфика данного воздействия заключается в том,
что оно осуществляется целенаправленно и на основе обратной связи. По форме оно
является информационным, а по содержанию - организующим, упорядочивающим
(приводящим в порядок).
Такое
представление является универсальным и пригодным для использования
применительно к любым целостным системам.
Достаточно
значительное распространение оно получило в сфере социального управления.
Кибернетический
подход к пониманию управления согласуется с традиционным пониманием существа
государственного управления как властного упорядочивающего воздействия
государства (субъекта управления) на общество, различные социальные образования
и отдельных членов общества (объекты управления).
Органы
государственного управления действуют по поручению и от имени государства,
которое наделяет их властными полномочиями для достижения поставленных перед
ними целей. Властные полномочия воплощаются в их компетенции, которая
определяется законами и другими нормативными актами.
Управление в органах внутренних дел - это
сознательное и волевое воздействие на систему органов внутренних дел и ее
структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования
для решения задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Сущность управления в органах внутренних
дел заключается в обеспечении правильного взаимодействия частей, элементов
системы органов внутренних дел как единого целого, в волевом воздействии на
систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью
обеспечения эффективности их деятельности, направленной на выполнение стоящих
перед ними задач в сфере правоохранительной деятельности государства, в сфере
внутренних дел.
Кибернетический подход позволяет более углубленно разобраться в сущности различных видов социального управления.
В основе упорядоченности как результата эффективного управления лежит согласованность, скоординированность совместной деятельности людей.
Управление
обеспечивает базовую (предметную) деятельность различных организационных
звеньев (исполнителей), обеспечивает их организованность (упорядоченность),
обеспечивает достижение ими успехов.
Обеспечивать
- означает создавать все необходимые условия для осуществления чего-либо,
гарантировать что-либо.
Условия
- это то, от чего зависит что-либо другое (обусловливаемое).
Государственное управление - это управление в масштабах общества, призванное создавать и закреплять законодательно, поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально актуального поведения любых видов человеческой деятельности.
Обеспечение
эффективности исполнителей (организационных звеньев) достигается руководителями
путем создания, поддержания и развития различных условий. Условия должны иметь
организационный и внутренний по отношению к той или иной системе характер.
Управление
в правоохранительных органах - это система обеспечивающих действий, которая
позволяет руководителям создавать, поддерживать и развивать внутренние условия
для успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).
Между
руководителями и исполнителями существуют контакты (коммуникации,
взаимодействие, общение), определенные отношения. Исполнители всегда
стремятся достигнуть каких-то целей, исходя из тех или иных собственных
интересов или эмоций.
Конкретный
состав необходимых внутренних условий, достаточных для успешной служебной
деятельности исполнителей (организационных звеньев) определяется назначением
управления в правоохранительных органах.
Назначение
управления в правоохранительных органах - в упорядочивании самих этих органов,
их подразделений и первичных звеньев, процессов их функционирования.
Все
они - целевые, иерархические общности людей. В результате организационного
оформления у них возникают новые общесистемные качества - потенциальные и
реальные возможности успешного достижения заранее определенных значимых целей,
общих для них в целом. Эти цели не могут быть успешно достигнуты отдельными
индивидами или их случайными неорганизованными совокупностями ("эффект
организованности" ("эффект организации")).
В самом общем виде кооперацию можно рассматривать как взаимодействие отдельных исполнителей в каком-либо общем деле.
Суть
кооперации первой степени заключается в том, что общую деятельность все члены
организации выполняют одновременно и совместно в полном объеме. В таких
ситуациях целесообразное соединение участников общего дела порождает новое
качество – массовую силу.
Смысл
кооперации второй степени состоит в том, чтобы общую деятельность разделить по
одинаковым фазам между членами организации. Возникает сила комбинирования.
Суть
кооперации третьей степени заключается в том, что в ходе реализации общей
деятельности отдельные члены организации, имея различные цели, выполняют разные
виды действий. Возникает сила
специализации.
"Эффект
организованности" определяется основными условиями-факторами (однонаправленность,
специализированность и согласованность).
В
правоохранительных органах эти внутренние условия создаются в ходе формирования
формальных организационных звеньев: самих органов, их подразделений и первичных
звеньев.
Однонаправленность,
специализированность и согласованность - это внутренние условия, определяющие
организованность, позволяющие влиять на состояние общей деятельности всех
исполнителей в правоохранительных органах.
Различают следующие степени (уровни) организованности степеней: высокая, средняя и низкая. Чем выше степень организованности совместной деятельности исполнителей, тем более вероятно успешное достижение общих целей.
Организованность
не присуща совместной деятельности исполнителей в правоохранительных органах
изначально. Она ведь создается в результате различных действий тех или иных руководителей.
Она обладает одним объективным свойством - постоянно существующей тенденцией к
снижению своего уровня.
Это
происходит под влиянием различных внешних условий и состояния исполнителей
служебной деятельности.
К
внешним условиям относятся: политические и экономические, научные и
технические, социальные, криминогенные и т.д. Их состояние определяет характер
организационных звеньев, их организационное построение и порядок функционирования.
Исходя
из состояния внешних условий, возникает необходимость в поддержании и развитии
различных формальных организационных звеньев: правоохранительных органов, их
подразделений и первичных звеньев.
Состояние
исполнителей в правоохранительных органах имеет количественную и качественную
характеристики, которые могут быть описаны с помощью совокупности
соответствующих показателей.
Количественное
состояние - это объективная характеристика, определяющая необходимость наличия
минимального числа исполнителей, занимающих заранее определенные должности, для
успешного достижения общих целей их совместной деятельности.
По
этой причине возникает потребность в своевременном комплектовании
правоохранительных органов, их подразделений и первичных звеньев исполнителями,
а затем - в систематическом оценивании их в интересах дальнейшего служебного
перемещения.
Качественное состояние исполнителей в правоохранительных органах представляет собой сложное интегрированное образование, основными составляющими которого являются профессиональность, заинтересованность и ресурсообеспеченность.
Таким
образом, возникает потребность сначала в планировании, а затем - в
контролировании и оценивании процессов служебной деятельности исполнителей (организационных
звеньев).
Назначение
управления в правоохранительных органах заключается в том, чтобы в интересах
успешной служебной деятельности организационных звеньев (исполнителей)
руководители могли иметь в наличии следующие внутренние условия:
1)
созданные из-за необходимости формальные организационные звенья;
2)
отрегулированные в ходе функционирования формальные организационные звенья;
3)
обновленные при необходимости формальные организационные звенья;
4)
подобранные наиболее пригодные для служебной деятельности исполнители;
5)
профессионально подготовленные для служебной деятельности исполнители;
6)
заинтересованные в эффективной служебной деятельности исполнители;
7)
обеспеченные ресурсами для служебной деятельности исполнители;
8)
оцененные в ходе служебной деятельности исполнители;
9)
спланированные заранее процессы служебной деятельности исполнителей
(организационных звеньев);
10)
контролируемые в ходе реализации процессы служебной деятельности исполнителей
(организационных звеньев);
11) оцененные по завершении процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).
Возможность
выделения основных типов управления в правоохранительных органах основывается
на понимании его сущности и назначения, учете характера объектов управления.
Первый тип - административно-организационное управление.
Термин
"административно-организационное управление" позволяет подчеркнуть
большую роль административного регламентирования в ходе организации управления
в правоохранительных органах.
Второй
тип - кадрово-ресурсное управление. Для его обозначения обычно применяются
термины "управление персоналом", "управление кадрами",
"управление ресурсами".
Термин
"кадрово-ресурсное управление" позволяет, используя подчеркнуть
определяющую роль кадров в системе основных ресурсов в правоохранительных
органах.
Третий
тип - процессно-организационное управление. Для его обозначения, как правило,
используются термины "управление деятельностью" и "управление
процессами деятельности".
Термин
"процессно-организационное управление" в большей степени подчеркивает
специфику действий руководителей, составляющих содержание данного типа
управления в правоохранительных органах.
В
составе административно-организационного управления можно выделить три вида
управленческой деятельности:
•
создание формальных организационных звеньев;
•
поддержание формальных организационных звеньев;
•
развитие формальных организационных звеньев.
Создание
формальных звеньев заключается в проектировании новых организационных условий
для последующего успешного их функционирования.
Поддержание
формальных звеньев состоит в сохранении организационных условий, способствующих
успешному их функционированию, и устранении условий, препятствующих этому.
Развитие
формальных звеньев означает качественное обновление организационных условий,
способствующих успешному их функционированию в ближайшем и отдаленном будущем.
В
составе кадрово-ресурсного управления можно выделить пять видов управленческой
деятельности:
•
подбор исполнителей служебной деятельности;
•
подготовка исполнителей служебной деятельности;
•
активизация исполнителей служебной деятельности;
•
обеспечение ресурсами исполнителей служебной деятельности;
•
оценка исполнителей служебной деятельности.
Для
выделения данных разновидностей использовался критерий их соответствия порядку
"взаимодействия" руководителей с основным ресурсом организационных
звеньев - исполнителями.
Подбор
исполнителей означает своевременное и полное комплектование организационных
звеньев исполнителями, способными достигать успехов в служебной деятельности.
Подготовка
исполнителей представляет собой качественное и своевременное профессиональное
обучение и воспитание исполнителей, пригодных для достижения успехов в
служебной деятельности.
Активизация
исполнителей заключается в формировании у них устойчивой заинтересованности в
достижении успехов в служебной деятельности.
Обеспечение
исполнителей ресурсами состоит в полном и своевременном предоставлении им
информационных, материально-технических, финансовых и прочих ресурсов,
необходимых и достаточных для достижения успехов в служебной деятельности.
Оценка
исполнителей означает оказание им своевременной помощи в интересах достижения
успехов в служебной деятельности.
Правильно
подобранные, подготовленные, активизированные и обеспеченные необходимыми
ресурсами, оцененные исполнители в решающей степени предопределяют возможности
достижения организационными звеньями успехов в служебной деятельности.
В
составе процессно-организационного управления можно выделить три вида
управленческой деятельности:
•
планирование предстоящей исполнителям (организационным звеньям) служебной
деятельности;
•
контролирование выполняемой исполнителями (организационными звеньями) служебной
деятельности;
•
подведение итогов завершенной исполнителями (организационными звеньями)
служебной деятельности.
Планирование
состоит в том, чтобы в период подготовки упорядочить процессы практического
выполнения исполнителями (организационными звеньями) предстоящей служебной
деятельности.
Контролирование
заключается в том, чтобы поддерживать упорядоченность процессов практически
реализуемой исполнителями (организационными звеньями) служебной деятельности.
Подведение
итогов состоит в том, чтобы вовремя оценить и рационально использовать в
будущем накапливаемый практический опыт исполнителей (организационных звеньев)
для достижения успехов в процессах служебной деятельности.
Перечисленные одиннадцать видов управленческой деятельности обычно обозначаются терминами "функции управления", "управленческие функции".
Согласно этим взглядам, в настоящее время руководители, действуя в рамках оптимальных организационных звеньев ориентируются на исполнителей, которые профессионально хорошо подготовлены, заинтересованы в качественном выполнении своих должностных обязанностей, обеспечены необходимыми ресурсами и творчески относятся к поручаемым делам.
Руководители
создают, поддерживают и развивают внутренние условия различными способами в
зависимости от конкретных ситуаций, сложившихся на порученных участках.
В
сложных ситуациях (дефицит времени, недостаточная квалификация исполнителей для
успешных действий в незнакомых условиях и так далее) руководители могут
действовать с помощью правовых стимулов - прямых предписаний, запретов и
санкций, установления определенного порядка действий и так далее.
В нормальных ситуациях (наличие резерва времени, высокая квалификация исполнителей для действий в более или менее определенных условиях и так далее) руководители могут действовать с помощью различного рода психологических и социальных стимулов, во многом рассчитывая на самоорганизацию исполнителей.
Вопрос 2. Основные компоненты
управления.
Цели управления
Цели управления в правоохранительных
органах - это идеально представленные необходимые результаты предстоящей
управленческой деятельности, являющиеся ожидаемыми и желаемыми для
руководителей организационных звеньев.
Цели управления - это мысленные
(идеальные) модели тех будущих результатов, которые позднее материализуются
посредством практики.
Цели являются важнейшими организующими
факторами, предопределяющими во многом содержание, методы, средства, процессы
управленческой деятельности. Как правило, к целям предъявляются определенные качественные требования.
Во-первых, они должны быть достаточно обоснованными, то есть соответствовать
тенденциям развития служебной обстановки, состоянию потребностей и возможностей
организационных звеньев (исполнителей). Во-вторых, - соответствовать актуальным
политическим и юридическим требованиям. В-третьих, - быть профессионально грамотно,
полно, четко и ясно сформулированными.
Среди множества целей управления в правоохранительных
органах можно выделить три их наиболее важные разновидности: конечные, основные
и непосредственные.
Конечные цели управления в
правоохранительных органах практически соответствуют целям базовой деятельности
организационных звеньев.
В общем виде они выражаются в том, чтобы
в рамках компетенции, установленной законами и другими нормативными актами,
успешно обеспечивать безопасное функционирование и развитие различных
учреждений, предприятий и организаций в условиях существования и проявления потенциальных
и реальных угроз противоправного характера.
Именно ради достижения данных целей в
правоохранительных органах создаются, функционируют и развиваются
организационные звенья.
При этом в качестве важнейших можно
выделить следующие подцели конечных целей управления, которые предусматривают
(в соответствии с компетенцией) необходимость успешно:
а) защищать (ограждать) различные
учреждения, предприятия и организации от потенциальных и реальных угроз
противоправного характера;
б) снижать (подавлять) активность
различных учреждении, предприятии и организации, источников реальных угроз
противоправного характера.
Конечные цели управления (и их подцели)
имеют служебное функциональное содержание. Как правило, они формулируются в
качественном виде. Для них характерны "траекторные", то есть
качественные формулировки, определяющие траектории, продвижение по которым и
оценивается как реализация целей, например, "совершенствовать системы мер
...".
Основные цели управления в
правоохранительных органах - это собственно управленческие цели деятельности
руководителей организационных звеньев.
В общем виде они выражаются в том, чтобы
создавать, поддерживать и развивать различные внутренние условия для успешной
служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев). Фактически они
соответствуют назначению управленческой деятельности в правоохранительных органах.
Причем в качестве важнейших можно
выделить следующие подцели основных целей управления, которые (в соответствии с
компетенцией) предусматривают необходимость эффективно:
• создавать из-за необходимости
формальные организационные звенья;
• поддерживать функционирующие
формальные организационные звенья;
• развивать при необходимости формальные
организационные звенья;
• подбирать наиболее пригодных
исполнителей служебной деятельности;
• профессионально обучать и воспитывать
исполнителей служебной деятельности;
• стимулировать исполнителей в
эффективной служебной деятельности;
• обеспечивать необходимыми ресурсами
исполнителей служебной деятельности;
• оценивать исполнителей в ходе
служебной деятельности;
• планировать заранее процессы служебной
деятельности исполнителей (организационных звеньев);
• контролировать в ходе реализации
процессы служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев);
• оценивать по завершении процессы
служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).
В соответствии с объектами управления в
правоохранительных органах (организационными звеньями, отдельными
исполнителями, процессами служебной деятельности) предоставляется реальная
возможность группировки описанных подцелей.
Первые три подцели объединяются в группу
подцелей административно-организационного управления, следующие пять - в группу
подцелей кадрово-ресурсного управления и, наконец, последние три - в группу
подцелей процессно-организационного управления.
Основные цели управления (и их подцели)
имеют управленческий функциональный характер. Они могут быть сформулированы не
только в качественном, но и в количественно определенном виде. Для этого могут
использоваться как "траекторные", так и "точечные"
формулировки, то есть формулировки, в которых цели задаются в виде
количественно определенных характеристик - целевых нормативов, например,
обоснованных норм вещевого довольствия.
Непосредственные цели управления в
правоохранительных органах практически соответствуют целям управленческого
труда руководителей организационных звеньев.
В общем виде они выражаются в том, чтобы
эффективно реализовывать технологические этапы процессов управления в интересах
успешной служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).
При этом в качестве важнейших можно
выделить следующие подцели непосредственных целей управления, которые
предусматривают необходимость эффективно:
а) формировать новые управленческие
решения;
б) применять принятые управленческие
решения;
в) оценивать примененные управленческие
решения.
В основном такие цели (и их подцели)
имеют управленческий технологический характер. Они могут быть сформулированы
как в качественном, так и в количественном виде. Для этого могут быть применены
и "траекторные", и "точечные" формулировки.
Правильное определение и формулирование
конкретных целей управления имеет большое значение для руководителей
организационных звеньев. Поэтому многие из них вполне осознанно идут на большие
затраты сил, средств и времени.
Ведь не зря специалисты говорят:
экономия сил, средств и времени в этом деле равносильна экономии на
прицеливании при стрельбе из оружия.
Методы управления
Методы управления в правоохранительных
органах чаще всего понимаются как пути достижения целей управления, способы
осуществления руководителями управленческой деятельности.
Причем, это - конкретные способы
практического достижения руководителями основных целей и реализации основной
функции (назначения) управленческой деятельности.
Методы представляют качественный аспект
управления. Они имеют не только определенное теоретическое, но и большое
практическое значение, во многом определяя эффективность деятельности
руководителей организационных звеньев.
Система методов управления в
правоохранительных органах сформирована с учетом существующих подходов к
выделению и классификации методов управления и того обстоятельства, что
содержание этих методов обусловливается сущностью и назначением управления и
непосредственно выражается только в действиях руководителей в связи с
созданием, поддержанием и развитием внутренних условий для успешной
деятельности исполнителей (организационных звеньев).
В данной системе можно выделить
следующие основные группы: методы властной, психологической и социальной
мотивации.
Практически методы властной мотивации
возможно оценивать в качестве собственно упорядочивающих методов управления,
позволяющих руководителям создавать, поддерживать и развивать устойчивые
организационные условия успешной деятельности организационных звеньев. В
зависимости от содержания среди этих методов можно выделить следующие основные
разновидности:
а) методы регламентов;
б) методы распоряжений.
Сущность методов регламентов состоит в
том, что для организационных звеньев устанавливаются обязательные для
выполнения правила и нормы, определяющие их статус, содержание и порядок
(форму) их служебной деятельности, как правило, в стандартных (типовых)
ситуациях. Разрабатываются также показатели возможного расходования
материально-технических, финансовых и иных ресурсов либо показатели
необходимого состояния тех или иных элементов организационных звеньев.
Среди методов регламентов выделяются две
основные субразновидности - методы правовых регламентов и методы моральных
регламентов. Различие их состоит в том, что руководители упорядочивают
служебную деятельность исполнителей с помощью различных норм: в первом случае -
правовых, а во втором - моральных.
Сущность методов распоряжений выражается
в том, что руководители принимают и используют необходимые управленческие
решения в случаях возникновения (возможного возникновения) в служебной
деятельности организационных звеньев нестандартных (нетиповых) ситуаций,
которые не соответствуют имеющимся регламентам либо ими не предусмотрены.
Методы распоряжений позволяют
руководителям вносить изменения (дополнять) во временные и пространственные,
количественные и качественные соотношения тех или иных условий в
организационных звеньях, а также в порядок их совершенствования и развития, для
обеспечения их устойчивости и стабильности в новых ситуациях.
Методы психологической мотивации
являются универсальными методами оказания влияния на сознание и волю, поведение
исполнителей.
В зависимости от содержания среди этих
методов можно выделить следующие основные разновидности:
а) методы убеждения;
б) методы принуждения.
Убеждение, то есть применение комплекса
различных приемов побудительного обеспечения должного служебного поведения
исполнителей, рассматривается в качестве главного метода деятельности
руководителей.
Практически оно осуществляется в
разнообразных формах воспитательной и разъяснительной деятельности, поощрения
образцового поведения, показа лучших примеров действий.
Оно реализуется также путем
предупредительно-профилактических действий, информирования, призывов,
пропаганды, внушения и так далее.
Убеждение способствует закреплению у
исполнителей необходимых норм служебной деятельности, побуждает их соотносить
свои действия с интересами правоохранительных органов (их организационных
звеньев) в целом.
Принуждение, то есть применение
комплекса различных приемов принудительного обеспечения должного служебного
поведения исполнителей, оценивается в качестве вспомогательного метода
деятельности руководителей.
Оно применяется в случаях недолжного
поведения исполнителей, их отклонения от требований, выраженных в
соответствующих управленческих решениях.
Практически оно реализуется путем
использования различных принудительных мер моральной либо юридической
ответственности.
При осуществлении принуждения в основном
не учитываются мнения и желания исполнителей. Оно базируется на системе
требований, предъявляемых к исполнителям, которые выполняют в рамках
предоставленных им прав определенные служебные обязанности.
Руководители обязаны сочетать методы
убеждения и принуждения. Причем в каждой конкретной ситуации те или иные методы
необходимо выбирать не только с учетом реализуемой цели (целей), но и личностей
исполнителей. Одному достаточно объяснить, другого нетрудно убедить, третьего
целесообразно уговорить, а четвертому приходится приказывать, поскольку иного
языка он не понимает.
Другими словами, применение любого
метода предполагает индивидуальный подход к тем или иным исполнителям. Иначе
возможен произвол. Но где царит произвол, там нет нравственности. Если же нет
нравственности, то невозможно и нормальное человеческое общение.
Суть методов социальной мотивации
заключается в том, что руководители оказывают влияние не непосредственно на
личности исполнителей, а на условия их деятельности, на внешние по отношению к
личностям обстоятельства, порождающие у исполнителей определенную
заинтересованность.
Это методы опосредованного влияния на
личности исполнителей, которым предоставляется возможность сознательного выбора
тех либо иных действий в соответствии с индивидуальными интересами.
Служебную деятельность исполнителей
всегда стимулирует совокупность качественно различных социальных факторов, их
определенная система. Основной компонент стимулирования -
предметно-вещественная среда, практика отношений, условия деятельности
исполнителей.
Следует подчеркнуть, что не всякая
ситуация активизирует служебную деятельность исполнителей, а только та, которая
приводит их к внутреннему побуждению. Поэтому руководители должны создавать
такие условия, чтобы исполнители сами выбирали бы действия, но именно те,
которые соответствуют целям руководителей.
Иначе говоря, стимулирование - это
создание руководителями для исполнителей ситуаций личного выбора тех или иных
вариантов служебных действий. Причем свобода выбора понимается весьма широко и
включает вынужденность, но только не обусловленную физическим принуждением.
В частности, не имеет значения, выбирают
ли исполнители тот или иной вариант действий потому, что последний
соответствует их интересам, либо они вынуждены осуществлять данные действия,
выбирая "меньшее зло".
В зависимости от содержания среди
методов социальной мотивации можно выделить следующие основные разновидности:
а) методы материальных стимулов;
б) методы духовных стимулов.
При этом руководители создают такие
условия, в которых исполнители поощряются за успешные служебные действия и их
результаты или наказываются за недостатки в деятельности с помощью различного
рода материальных и духовных стимулов.
В качестве материальных стимулов в
организационных звеньях руководители используют должностные денежные оклады,
денежные надбавки за определенное количество успешно выслуженных лет, за
различные звания, степени и тому подобное, в качестве духовных - воинские
награды, специальные (воинские и почетные) звания и знаки различия,
благодарности, почетные грамоты и так далее.
Средства управления
В качестве основных средств руководители
в правоохранительных органах, как правило, используют разнообразную информацию.
При этом пока еще существует
традиционный подход к пониманию служебной информации. Смысл его заключается в
том, что под служебной информацией понимаются сообщения - совокупности сведений
(данных), которые используются или в принципе могут быть использованы руководителями
в своей деятельности.
Целевое назначение является единственным
критерием, позволяющим выделить служебную информацию из всей массы социальной.
В настоящее время в связи с рядом
специфических особенностей управления руководители предпочитают иметь дело с
информацией, зафиксированной письменным способом в виде видимой речи на бумажных
и других носителях. Именно такая информация является пригодной, надежной и
удобной для использования в практической деятельности.
Очень важным является также то
обстоятельство, что для практической деятельности руководители могут
использовать не любую информацию, а лишь ту, которая имеет определенное
юридическое значение, то есть может вызывать те или иные юридические
последствия. Последнее возможно только в том случае, если информация оформлена
в соответствии с действующим правовым порядком.
В зависимости от содержания вся
служебная информация в правоохранительных органах может быть подразделена на
два больших класса:
1) управленческая (руководящая,
командная, распорядительная, организационная) информация;
2) учетно-справочная (сведения
состояния, осведомительная, справочная, учетная) информация -это сведения
констатирующего и оценочного характера о состоянии дел: целях, средствах,
методах, процессах и результатах различных действий и так далее.
Основными содержательными компонентами
управленческой информации являются управленческие решения - выбранные
руководителями одни из возможных вариантов (предпочтительные с их точки зрения
на момент выбора) предстоящего создания, поддержания и развития внутренних условий,
позволяющих исполнителям (организационным звеньям) достигать наилучших
результатов в данной конкретной обстановке.
Управленческие решения - это
своеобразные, информационные по форме и логические по содержанию, модели
будущей деятельности руководителей.
Основное содержание таких моделей
составляет информация о следующих компонентах предстоящей деятельности: о ее
целях; об обязанностях, правах и ответственности; о путях (способах) достижения
целей; о ресурсах (силах и средствах) достижения целей; о порядке и
интенсивности выполнения предстоящей деятельности; о времени и месте достижения
целей и т.д.
Содержание управленческих решений (в
общем случае) должно быть таковым, чтобы можно было однозначно ответить на
такие ключевые вопросы: почему (во имя чего), как (каким образом), кто (какие,
с помощью чего), когда, где, в каких (при каких) условиях будут действовать
руководители.
В целом же управленческие решения должны
соответствовать некоторым минимальным качественным требованиям: они должны
быть, во-первых, обоснованными, исходя из тенденций и перспектив развития служебной
обстановки; во-вторых, безупречными с политической и юридической точек зрения;
в-третьих, профессионально грамотно, полно, четко и ясно сформулированными.
Практически в ходе реализации функций
управления используются самые разные по содержанию управленческие решения.
Например, регламентационные, распорядительные, кадровые, ресурсные, плановые,
контрольные, оценочные решения и т.д.
В этих решениях могут обосновываться все
или отдельные компоненты деятельности руководителей организационных звеньев.
Как отмечают специалисты, по степени
уникальности такие решения могут быть: рутинные (нетворческие) и уникальные
(творческие); по степени неопределенности (полноты информации) - в условиях
определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях
неопределенности; по численности альтернатив - бинарные (всего две альтернативы
действий - "да" или "нет"), стандартные (малочисленный
набор альтернатив), многоальтернативные (большое, но конечное число
альтернатив) и т.д.
Следует особо отметить, что решения "несут" в себе основной "управленческий заряд". Именно они во многом предопределяют успехи в служебной деятельности исполнителей (организационных звеньев).
Комментарии
Отправить комментарий